История изготовления люстр ведет свое начало с древних времен. От столетия к столетию стремление к красоте заставляло изобретать все новые способы украшения интерьера. Поэтому материалы для люстр редко использовались поодиночке — чаще в сочетании друг с другом.

Дерево

Древнейший материал для изготовления светильников. Часто украшалось позолотой, скрывавшей естественную фактуру и одновременно неказистость форм. Использовались в Европе в период романского стиля.

Бронза

Использовалась в качестве материала со времен Средневековья. Она позволила украшать светильники статуэтками Мадонны, рыцарей или сказочных животных, головами львов, листьями клевера или винограда. Бронзовые подсвечники в виде воротника или колокола бытовали во времена Возрождения. Вазовые люстры из бронзы были типичными для домов европейских буржуа и мещан. Оригинальны «помпейские» люстры — в виде плоских бронзовых чаш, которые укреплены на бронзовых цепях и декорированы в античном или египетском стилях.

Бронзовое литье достигло своего совершенства во Франции в эпоху ампира. Отлитые и отчеканенные из бронзы светильники могли быть позолочены или покрыты патиной. Частые сюжеты — амуры, психеи, вакханки, фавны, возносящие осветительную часть над головой или танцующие с ней в руках.

Позолоченной бронзой с чернением прославились мастера Касселя. Особенно оригинальны светильники с металлическими абажурами во дворце Вильхельмсхёе.

В России XIX века были 2 знаменитых мастера-люстровщика, которые делали люстры, фонари и жирандоли для знати, — Иоганн Адам Симон Фишер и Иоганн Цех. Высокое качество бронзового литья и богатство оригинального декора отличали их изделия, кроме того, Фишер ставил на своих работах дату и подпись. Бронзовые светильники в стиле ампир изготовляла в Петербурге также мастерская Андрея Шрейбера.

Латунь

Литейные латунные мастерские в немецких городах Нюрнберг, Ахен и Любек производили канделябры — предтечи знаменитых «фламандских» люстр шарообразной формы.

Из других металлов можно назвать серебро и золото, которые применялись при производстве осветительных приборов для королевских дворцов Англии и Франции, соответственно.Люстра из латуни

Стекло

Одна из первых стеклянных люстр была изготовлена в конце XVII века. Стеклянные люстры имитировали немыслимый для применения в широком быту хрусталь. В отличие от хрусталя, стекло — искусственный сплав, которому далеко до чистоты и прозрачности природного материала. Стремление к экономии и дешевизне постепенно приводило к использованию даже отходов — битого стекла, например, для подвесок в виде капель.

Центры стеклоделия сыграли решающую роль для развития производства люстр. Например, английский Бристоль прославился такими материалами, как белое прозрачное стекло, кобальтовое стекло и стекло цвета золотой рубин. Знаменитое богемское стекло отличалось сиянием и роскошью, многократно отражало свет. Муранское (венецианское) стекло в допетровской Руси было известно как материал для светильниках в хозяйствах знати.

Особые, отмеченные в истории как «елизаветинские», люстры производились в XVIII веке из стекла на Казенном стеклянном заводе под Петербургом. Их конструкция в форме лиры из 3-4 тяг, соединенных внизу стеклянным шаром или грушей, дополнялась подвесками в виде дубовых листьев, картушей, ромбов. В XIX веке на Императорском стекольном заводе была создана специальная мастерская по производству хрустальных подвесок.

Хрусталь

Сияющий, лучистый, увеличивающий освещенность материал затмил все предыдущие в эпоху рококо. Слово «хрусталь» пришло из греческого языка и означает «прозрачный лед». Структура хрусталя — кристаллическая, из кварцевых камней.Люстра секретарской комнаты Юсуповского дворца

Горный хрусталь всегда был недешев, и поначалу им украшали люстры и светильники из других материалов — в виде подвесок, бусин, верхушек. Люстры из серебра и горного хрусталя служили олицетворением роскоши и достатка и вызывали восторг во всем мире.

Виды хрусталя:

  • «флинтглас» — английский хрусталь высокого качества, производимый в XVIII веке. Содержал в своем составе окись свинца, которая усиливала отражающий эффект и облегчала обработку. Запатентован в 1676 году в Лондоне английским купцом Дж. Равенскрофтом. Он же был исследователем и сам изобрел этот сплав.;
  • чешский хрусталь — узнаваем благодаря уникальной технологии шлифовки — по алмазной грани. Преломление света в чешском хрустале, его разложение и рассеивание придает особый эффект;
  • хрусталь австрийской компании Сваровски. Даниэль Сваровски изобрел первую в мире электрическую шлифовальную машинку для промышленной обработки хрусталя. Чтобы усилить блеск хрусталя, его покрывали тонким слоем серебра. Сегодня отдельная линия торговой марки Сваровски — «Штрасс» — наиболее дорогой и престижный хрусталь в мире.

Искусственный хрусталь

Стоит на 1 месте по популярности в качестве материала для изготовления люстр. Его «эффект призмы» не меньше, чем у натурального. В то же время легкость обработки — гранения, полировки, шлифовки — сделала этот материал привлекательным

Цветной хрусталь

Изготавливается методом окраски стекломассы с помощью окисей металлов или посредством наклейки пленки на поверхность. Особенно популярны золотистые, зеленые, синие, фиолетовые, рубиновые изделия из хрусталя. Черный непрозрачный хрусталь, хоть и выглядит мрачно и угрюмо, служит оригинальным дополнением и придает акцент.Люстра: цветной хрусталь

Из других материалов, так или иначе применяемых при производстве люстр на всем пути развития человечества, можно назвать оленьи рога, алебастр (для снежно-белых гипсовых накладок и вставок, а позже — для самих плафонов), жесть, фарфор — в основном для декора. Чем дальше — тем проще: бумага, проволока, папье-маше, левкас (белый меловой грунт) — повсеместные материалы современных производителей, в том числе дизайнеров-профессионалов.