Лучшим для «встречи» с Евгением Лысыком (1930-1991), с его творческим гением, есть, конечно, место, где он творил — то есть Львовская опера, главным художником которого был с 1967 года. К 85-летию со дня рождения выдающегося художника-сценографа 9-14 октября во Львове состоялся ряд мероприятий под названием «Встречи с Лысыком».

К юбилейной дате в Львовском национальном академическом театре оперы и балета им. Крушельницкой приурочили несколько спектаклей, сценографию которых создал Е.Лисик, в частности балет «Сотворение мира». 12 и 13 октября на «малярке» Львовской оперы (на улице Кулиша) специалисты из Украины, и Канады провели третий трансатлантический семинар по театральному искусству и мастерству, посвященный творчеству выдающегося художника-сценографа.

А накануне преподаватели и студенты, работники театра и художники собрались в зеркальном зале Львовской оперы — на открытие посвященной творчеству Е.Лисика выставки, экспонировалась на пражском квадриенале в июне этого года, и на презентацию издания «Евгений Лысык: библиографический указатель».

11_15

В этом году Украина впервые за годы независимости приняла участие в крупнейшей в мире международной выставке сценографии и театральной архитектуры в Чехии, где в свое время экспонировались и эскизы Евгения Никитича.

Теперь сценографические произведения художника, проекты здания музея для его работах международной публике совместно презентовали архитектурные и сценографические школы Львова и Торонто: это преподаватели и студенты Львовской политехники (в частности кафедры дизайна архитектурной среды) и Университета Райерсона. Как все происходило в Праге, рассказал заведующий кафедрой ДАС профессор Виктор Проскуряков, который, как написал в одной статье, увлекся театральным искусством именно благодаря Е.Лисику.

Как отметила вдова Евгения Никитича, его коллега, художник по костюмам Оксана Зинченко, «все было заложено в него с самого детства», в его родном селе на Бродовщине, где был театр, библиотека, оркестр.

Затем он учиться во Львове, в училище альфрейная работ, Институте прикладного и декоративного искусства, впоследствии творить в Опере. Художник имел ряд отличий, в частности Шевченковской премии, также работал в Македонии и Турции, его уважали (и уважают) в России и Белоруссии, им восхищались в США, где один миллионер даже предлагал построить музей для его театральных произведений в штате Айова. О самобытности и методологические подходы Мастера говорили художественный руководитель Львовской оперы Василий Вовкун, главный художник театра, ученик Е.Лисика Фаддей Рындзак.